« 23 »  06  20 15 г.




Природа и сущность языка

Первостепенное значение он имеет и для природа и сущность языка предмета, как философия языка. Однако в ученых кругах до сих пор продолжаются природа и сущность языка по этому вопросу. Поэтому вданном реферате будет рассмотрено несколько подходов, систем взглядов наприроду языку. Натуралистический биологический подход к языку Развитиенатуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкогоисследователя Августа Шлейхера 1821-1868. Наиболее отчетливонатуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как "Теория Дарвина и наука о языке«1863, » Значение языка дляестественной истории человека" 1865. Согласно основному положениюнатуралистического направления языкознание примыкает к природа и сущность языка. Разница между естественными историческими науками заключается в том,может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественныхнауках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических наукахневозможно избежать субъективизма. В работе «теория Дарвина и наука оязыке» Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется вперенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном иживотном мире на язык. Ш убежден, что в настоящем периоде жизни человечествапобедителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языкииндогерманского племени. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников изоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детейодного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенногоизменения. Близость языка природа и сущность языка организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этойсвязи Шлейхер заявляет: «Жизнь языка не отличается существенно от жизнивсех других живых организмов — растений и животных». Как и эти последние,он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и периодстарения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшейступени развития их формы терпят ущерб. При всех недостаткахнатуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этаппоступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремлениепредставителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к природа и сущность языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются ииногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-историческийхарактер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества,коллектива людей. Однако природа и сущность языка на ошибочный характер натуралистической концепции вязыкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с природа и сущность языка способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект,обладающий собственной структурой. Психический подход к языку Другаяизвестная точка зрения на природу и сущность языка — это то, что язык — явление психическое. Одним из виднейших представителей, который природа и сущность языка точку зрения на язык был Гейман Штейнталь 1823-1899. Наиболеечетко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в егоработе «Грамматика, логика и психология, их принципы ивзаимоотношения». Штейнталь считал язык явлением психическим, котороеразвивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становленииязыка, придавая значение психике. Таким образом,Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё природа и сущность языка сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык какявление психического порядка. Язык — явление социальное Наконец, существует точказрения, что язык явление социальное. Язык отдельного человека зависит отокружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие детипопадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни иутрачивают природа и сущность языка все человеческое. Датчанин Ельмслев природа и сущность языка своейкниге «Пролегомены к теории языка» дает исчерпывающую характеристикуязыку как явлению: «Язык человеческой речи — неисчерпаемый запасразнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех егодействиях. Язык — инструмент, посредством которого человек формирует мысль ичувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредствомкоторого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык — первичная природа и сущность языка необходимая основа человеческого общества. Но он также конечнаянеобходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества,когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэтаили мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованноеличностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью,нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса,не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, темсеменем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекалвнимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке. Наука сталарассматривать язык как последовательность звуков и природа и сущность языка жестов,доступных точному физическому и физиологическому описанию. Язык рассматриваетсякак знаковая система и как устойчивое образование, природа и сущность языка как ключ ксистеме человеческой мысли». Язык как природа и сущность языка знаков Язык рассматривается каксистема знаков. Знак — можно определить как своеобразную материальную единицу,создающую язык как явление. Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами: 1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственномувосприятию, как и любая вещь. Знак не имеетзначения, но направлен на значение, для этого он и существует. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, природа и сущность языка каксодержание вещи исчерпывается ее природа и сущность языка характеристикой. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитическивыделяемыми и отделяемыми от неразличительных. Вывод: язык — сложное имногостороннее явление, которое немыслимо рассматривать лишь с одной стороны. Каждый из рассмотренных подходов по-своему верен, но чтобы определить природуязыка как можно точнее, приходится обратиться ко всем его аспектам, помнить оего биологической природе, не забывать о социальной стороне, рассматривать сточки зрения человеческой психики и воспринимать как систему знаков. Крометого, перечисленные подходы являются лишь основными, природа и сущность языка них существуютдругие, которые также необходимо учитывать. Функции языка В этой частиданной работы автору также придется рассмотреть несколько взглядов и подходов кпроблеме, так как и здесь существуют определенные разногласия между учеными. Функции языка по Бюлеру Австрийскийпсихолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теорияязыка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основныефункции языка: 1 функция выражения, илиэкспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего. Функции языка по Реформатскому Есть иныеточки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал ихРеформатский В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую указательную функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами. Языки речь Каковы основания,которые позволяют выделить язык и речь как противочлены? Наличие в языке нормыделает возможным определить различие между языком и речью как различие междунормой и отклонением от нормы. В основе нормы речи лежит этический принцип. Самфакт различения того, что находится в пределах нормы, является правильным, итого, что выходит за пределы нормы, является неправильным, представляет природа и сущность языка общества о допустимом и недопустимом. Этический принцип позволяетотделить то, что одобряется и охраняется обществом, от того, что осуждает ипротив природа и сущность языка борется общество. Наличие в языке явлений,закрепленных обычаем и отклоняющихся от обычая, называемого узусом, делаетвозможным определить различие между языком и речью как различие междуобщепринятым, закрепленным в обычае, распространенным и необщепринятым,случайным, нераспространенным. С этой точки зрения язык есть то, что объединяетречь значительных масс людей, образующих данный коллектив, т. Речь есть то, природа и сущность языка чем различается говорение отдельныхиндивидуумов, образующих данный коллектив, то, что представляет собой окказиональность,случай, происшествие, событие, то, что характеризуется малойраспространенностью. Понятие узусапринципиально отличается от понятия нормы: узус — это то, что наиболеераспространено; норма — это то, что поощряется, поддерживается, одобряется. Норма устанавливаетсяучреждениями или авторитетными лицами и предписывается обществу. Узусскладывается в процессе развития языка и никем не предписывается. Распределение фактов поэтим основаниям не всегда совладает. Факты, отвечающие нормам и поощряемыеобществом, могут быть мало распространенными. Наоборот, факты, широкораспространенные, могут не отвечать требованиям нормы. Из этого следует, что дляпротивопоставления языка и речи не могут быть использованы оба эти основания,вместе взятые. Этический принцип нельзяпринять в качестве основания противопоставления языка и речи, так как он выделяетпоощряемое и не поощряемое обществом; в таком случае речь представляла бы собойто, что осуждается обществом. Принцип узуса также неможет быть принят в качестве противопоставления языка и речи, так как онразличает то, что освящено обычаем, и то, что не освящено обычаем; в этомслучае речь представляла бы собой то, что не закреплено в обычае, т. В настоящее времянаиболее популярным является взгляд, согласно которому язык и речь представляютсобой разные аспекты лингвистической реальности. Такому пониманию отношениямежду языком и речью во многом способствовала книга Ф, Соссюра «Курс общейлингвистики». Автор утверждает, что «язык, обособленный от речи,составляет предмет, доступный обособленному же изучению». Язык и речь поСоссюру — разные предметы разных наук. «Изучение языковой деятельностираспадается на две части: одна из них имеет предметом язык… другая…индивидуальную речевую деятельность, т. Предложив рассматриватьязык и речь в качестве разных явлений, представляющих собой природа и сущность языка разныхнаук, Соссюр вынужден был пойти по линии поисков таких особенностей, которыеимеются в языке и отсутствуют в речи. В качестве основанияпротивопоставления языка и речи Язык тоже изменяется, но он не содержит всебе источников необходимости своего развития. «Явлениями речи, — говорит Согласно этой концепции,все изменения в словарном составе и грамматическом строе возникают изакрепляются в речи. Возникающие в речи новообразования ломают существующуюсистему языка, видоизменяют ее, переходят из речи в язык. Таким образом,источником развития языка является речь. Язык — только продукт развития речи. В этой концепциипротивопоставление языка и речи осуществляется на основе различия междупродуктом развития источником развития: язык — продукт развития, речь — источник развития. Однако это основаниепротивопоставления языка и речи не может природа и сущность языка принято. Если противоречиепризнается свойством всякого объекта источником его развития, то нельзявыдвигать в качестве основания противопоставления языка и речи различие междупродуктом развития источником развития; нельзя исключать противоречия изязыка, если он признается предметом науки. Иначе наука о языке была бы лишенавозможности изучать необходимость и внутреннюю закономерность развития языка. Если не отвергаетсяположение о том, что языку свойственны внутренние законы развития, то нельзяпереносить источник развития языка из языка в природа и сущность языка. По словам Соссюра, впроцессах речевого общения индивиды «воспроизводят, — конечно, не вполнеодинаково, приблизительно — те же самые знаки, связывая их с теми же самымипонятиями». Следовательно, в процессах речевого общения есть то, чтовоспроизводится, и оно должно отличаться от того, что производится в природа и сущность языка жепроцессах речевого общения. В развитие этой концепцииА. Смирницкий предложил в качестве основания противопоставления языка речиразличие воспроизводимого и производимого. Смирницкого, к языкуотносится то, что имеет готовый характер и воспроизводится в акте общения, а кречи — то, что не имеет готового характера и производится в акте общения. Согласно этой концепции, слова и формы слов являются единицами языка, асвободные словосочетания и предложения — единицами речи «В качестве единицязыка, — говорит Смирницкий, — не могут быть выделены свободные сочетанияслов, в том числе и предложения, возникающие в речи». Конкретныепредложения и свободные сочетания слов представляют собой произведения иявляются единицами речи, а не языка. «Характерным свойством речи, — говорит Ввиду этого к речиотносятся только свободные сочетания слов. Однако имеется огромное количествовыражений, относящихся безусловно к языку; это. Природа и сущность языка язык и речьпротивопоставляются как разпые явления, то возникает необходимость отнести одиифакты к языку, представляющему собой одно явление, а другие факты — к речи,представляющей собой другое явление. С этой точки зренияпредметом лексикологии и морфологии яиляется язык, природа и сущность языка предметом синтаксиса — речь. Однако такоепротивопоставление языка и речи едва ли может быть принято, ибо оно логическипротиворечиво. Если язык признается системой и если при этом оказывается, чтонекоторые факты не имеют системного характера, то надо сделать либо тот нывод,что язык не система, либо что система языка установлена неправильно. Если сохраняетсяположение о системном характере языка, то оно должно быть распространено и наречь. Отношение к системности не может быть основанием противопоставления языкаи речи. Как было указано выше,основное в концепции де Соссюра — это различение языка и речи как разныхобъектов разных наук. Однако именно это и вызывает возражения. В советском языкознаниипринимается природа и сущность языка, согласно которому язык развивается по своим внутреннимзаконам. Но если признать, что язык и речь являются разными объектами, чтоединицы языка и речи изучаются в разных науках, то необходимо вывестиумозаключение, что у речи должны быть свои особые внутренние законы развития. Если же такое умозаключение не может быть подкреплено наблюдаемыми фактами, тооно должно рассматриваться как свидетельство ложности исходной предпосылки. Таккак нет никакой эмпирической базы для признания особых законов развития в языкеи в речи, то мы вынуждены рассматривать язык и речь не как разные явления,представляющие собой объекты разных наук, а как разные стороны одного явления,представляющие собой один предмет одной науки. Преодоление взгляда наязык и речь как на разные явления достигается с помощью выдвижения категориисущности и ее проявления в качестве основания противопоставления языка и речи. Такое понимание основания различения языка и речи исключает возможностьотнесения одних фактов к языку, а других — к речи. С этой точки зрения в речине может быть таких единиц, которые не имели бы природа и сущность языка в языке, а в природа и сущность языка неттаких единиц, которые не имели бы природа и сущность языка в речи. Язык и речь различаются не поразличию явлений, а по различию сущности и ее проявления. С этой точки зренияединицами языка являются не только слова их формы, но и свободныесловосочетания, а также предложения. В словосочетаниях и предложениях имеетсяне только то, что всякий раз производится заново, но и то, что во всяком актеобщения воспроизводится, — это модели предложений. Язык представляет собойтакую сущность, способом существования и проявления которой является речь. Языккак сущность находит свое проявление в речи. Язык познается путем анализа, речь- путем восприятия и понимания. В выражении «он читает книги» фактупотребления слова книги относится к проявлению того, что может найтисвое проявление в другом слове, например, «он читает журналы». Естьнекое тождество, которое сохраняется и в первом, и во втором предложениях икоторое по-разному в них проявляется. Эти предложения со стороны своегоразличия относятся к речи, а со стороны своего тождества — к языку. Рассмотрим основанияпротивопоставления языка и речи как разных сторон одного явления. И язык, и речь имеютобщественную, социальную природу. Но в акте общения социальная природа языкапринимает форму индивидуальной речи. Язык в акте общения не существует иначе,как в форме индивидуального говорения. Для Соссюра язык и речь — разныеявления. Язык природа и сущность языка социальное явление противопоставляется речи какиндивидуальному явлению. Природа и сущность языка его мнению, в речи нет ничего коллективного, а вязыке природа и сущность языка ничего индивидуального. Такое понимание отношения между языком иречью оказывается возможным только в том случае, если предположить, что язык иречь — разные явления, представляющие предметы разных наук. И это пониманиесовершенно исключается, если отношение языка в речи рассматривается какотношение сущности к ее проявлению. Язык социален по своей природе;индивидуальная форма проявления социальной природы языка свидетельствует, что ииндивидуальная форма по своей сущности также социальна. Индивидуальное непротивоположно социальному, оно является только формой бытия социального. Некоторые комментаторы деСоссюра истолковывают соотношение социального индивидуального как соотношениеобъективного и субъективного: но их мнению, язык объективен, а речьсубъективна. Возможность такого истолкования социального индивидуальноговытекает из предпосылки, согласно которой индивидуальное и социальное противоположныпо своей сущности и представлятот собой разные явления. Но если индивидуальноерассматривать как природа и сущность языка существования социального, то необходимо сделать вывод,что первое не является противоположностью второго, что если языку приписываетсяобъективный характер, то он должен быть приписан и речи. Противопоставление языкаи речи по данному основанию предполагает необходимость рассматривать одни и теже единицы и как единицы языка, и как единицы речи. Не может быть единиц,которые, относясь к языку, не относились бы к речи, и наоборот. Язык и речьпротивопоставляются по основанию общего и единичного, постоянного ипеременного. Природа и сущность языка опять-таки общее и единичное, постоянное и переменное нельзярассматривать как отдельные явления, природа и сущность языка порознь. Общее и постоянноесуществует в форме единичного и переменного, а во всяком единичном и переменноместь общее и постоянное. Поясним это на примерах. В предложении «Онсмотрел картину» мы можем заменить слово картина словом фотография. В результате этой операции мы получим новое предложение: «Он смотрелфотографию». Но в том, что находится в отношениях взаимной заменяемости,содержится общее, постоянное. Это общее, постоянное проявляется в отдельныхсловах, имеющих форму винительного падежа. Язык есть речь, взятая со стороныобщего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного ипеременного. Всякая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, адругой — к речи. Каждая лингвистическая единица должна рассматриваться и состороны языка, и со стороны речи. Противопоставление природа и сущность языка и речи порассматриваемому основанию исключает возможность относить одни единицы к языку,а другие — к речи. Язык и речьразличаются по основанию некоего установления и процесса. Есть язык каксредство общения и есть речь как процесс общения с помощью языка. Речь обладаетсвойством быть громкой или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; кязыку эта характеристика не приложима. Речь природа и сущность языка быть монологической, еслисобеседник только слушает, и диалогической, если в общении принимает участие исобеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим. Чтобы вречи были свои единицы, отличные от единиц языка, они должны быть выделены потем свойствам, которыми обладает процесс и которыми не обладает орудие, спомощью которого он совершается. В отличие от языка какорудия общения в речи мы можем выделить моменты, характеризующие процессобщения. В речи различаются частота повторения тех или других элементов языка вв тех или других условиях процесса общения. Математическая статистикаизучает частоты в форме исчисления разного рода средних величин. Частотностьхарактеризует не единицу структуры, а ее повторяемость в процессе общения. Силахарактеризует не фонему как единицу языка, а произношение звука в процессеобщения. Можно пользоваться единицами для измерения силы звука. Помехихарактеризуют не единицы языка, а осуществление процесса общения. Можнопользоваться единицами для измерения степени природа и сущность языка. Такими единицами не могутбыть не только слова или их формы, словосочетания или предложения, но даже иабзацы. Мы не будем здесьобсуждать, являются ли сложные целые, а также и абзацы единицами языковой илинеязыковой структуры. Однако ясно, что они не являются единицами действий,процессов; они представляют собой природа и сущность языка каких-то структур, скорее неязыковых,чем языковых. Выделение сложных целыхили абзацев в качестве единиц речи, а не языка также не опирается на основаниепротивопоставления языка и речи, как и выделение в качестве единиц речи свободныхсловосочетаний или предложений. Нам представляется, чтоне правы те лингвисты, которые, признавая единицами языка не только слова иформы слов, но и словосочетания и предложения, считают все же, что речь должнаобладать своими особыми единицами, каковыми они считают абзац, сложное целое,фразу и т. Итак, язык и речь — неразные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицыявляются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой — к речи. Из истории лингвистики 20 в.




Владимир Скоблик