« 13 »  06  20 15 г.




Речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг

Открытый урок по литературе в 6 классе - Учителя - Каталог статей - МКОУ "Щученская СОШ" Лискинского района Воронежской обл Открытый урок по литературе в 6 классе Тип урока: обобщение изученного Цели урока: образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в 19 веке, с сегодняшним разделением; воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; Оборудование: портрет Сообщение темы и цели урока. Наша задача - дать характеристику всех мальчиков, сопоставить образы мальчиков и на основе речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг сделать вывод о том, как автор относится к деревенским мальчикам, что хотел он передать, приводя истории, которые рассказывают мальчики. Мы снова возвращаемся к творчеству Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя. Проверка домашнего задания 1. Где и когда родился Как звали его родителей, кем они были по происхождению? Какое образование получил Скажите, как называется имение Тургенева, одно из самых известных литературных мест в России? Чернский уезд, Тульской губернии. Подберите синонимы к этим словам. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России. На доске спроецирована иллюстрация художника У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова. Сюжета как такового нет, ничего не происходит Сюжет максимально ослаблен, и по нему нельзя сказать о героях. Обычно пейзаж являлся фоном развития событий, то здесь, наоборот. Как мы об этом узнаем? Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания. Их пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков. «Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»; «Всех речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника. Мы наблюдаем за подростками на фоне речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно. Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра. Характеристика героев А теперь - работа в парах. Каждая пара получает задание: создайте портрет одного из мальчиков. Подбор цитат к пунктам плана. План характеристики на каждой парте 1. Его роль среди товарищей. История, которую рассказал герой. Отношение к нему автора и ваше. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно — положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Федя покровительственно относится к другим мальчикам. Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям. Малый был неказистый - что и говорить! Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной домотканой рубахи да из заплатанных портов. Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи. Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг истории. Все лицо речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален. Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни. Он лежал и речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре. Можно создать характеристику, обратясь к иллюстрациям на ваших столах. Дома некоторые из вас подготовили рисунки выставка рисунков на доске. Зачитайте из учебника этот фрагмент. Когда речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! Найдите слова, которые показывают это отношение. Тургенев собирается просто познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравился…», а о Косте — он «возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором». Но после первого знакомства автор не раз добавляет попутные уточнения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «детский голос Вани». Однако самое убедительное доказательство отношения автора к каждому из своих героев звучит в описании самих историй, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти истории. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что симпатии автора на стороне Павлуши. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей? Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор. Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении светопреставлении — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он Тришкакогда наступят последние времена». Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке. Чтение рассказов учителем или хорошо читающими учениками. Рассказы мальчиков о таинственном Тришке. Павлуша «Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как зетемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. Речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят». Ильюша «А ты не знаешь? Сидни у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с, дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, - он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладоши затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский…-ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивительный, лукавый человек». Вопросы для сравнения вы видите на доске. Вопросы для сравнения фрагментов. Отличия: 1 Объем высказывания: Павлуша кратко лаконично излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания убедить слушателей. Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий — они предполагают, что в это время речь, речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг, прерывалась многозначительной паузой. Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание. Диалектные и просторечные слова. Речь Павлуши лаконична, речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует — он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей. На доске: Писатель — охотник — активный наблюдатель -Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»? Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг, славный был парень! » Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение. «Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее». Короткий вопрос — быстрый ответ. Серый, Жучка -Кто был назван трусишкой? Костя -Отчего раскашлялся домовой? Гаврила -Зачем с какой целью пошёл раз Гаврила в лес? Авдюшкой -Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил Ермил - Кто раз повстречал старого барина? Иван Иваныч -Кто лучше других знал сельские поверья? Илюша -Кто в прошлом году на паперть ходил? Тришка -Откуда шел какой — то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? Ох, вернись, мой соколик! » Васю -Как звали сестру Вани? Анюшка - Сколько времени протекло с тех пор, как охотник присоединился к мальчикам? Федя …волосы всклоченные, черные, речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг серые, лицо бледное, тело приземистое, речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг. Павлуша Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. Костя Только изредка выставлял из — под рогожи свою русую кудрявую головку. Ваня Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Павлуша О ком это сказано? Принадлежал к богатой семье и выехал в поле для забавы. Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?. Феде Вишь плеснула, должно быть, щука. А вон звездочка покатилась… Павлуше А ведь вот и здесь должны быть русалки. Феде Эх, вы, вороны! Посмотрите — ка, картошки сварились. Павлу С нами крестная сила. Илье Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари. Павлу Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни. Илюше Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит. Илюше И зачем эта погань на свете развелась? Павлу Гляньте — ка, гляньте — ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся! Эта работа поможет выполнению домашнего задания. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг.




Владимир Массальский

Мы снова возвращаемся к творчеству И. Однако самое убедительное доказательство отношения автора к каждому из своих героев звучит в описании самих историй, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти истории.